Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Государственное регулирование инновационной деятельности является одним из главных условий эффективного функционирования экономики любой страны. В целях развития промышленного производства роль государства как основного партнера и участника предпринимательства в инновационном секторе является определяющей.
Россия в новых экономических условиях реализует свои интересы в сфере фундаментальных исследований, что может привести к наращиванию научного и технического потенциала, который в дальнейшем может быть использован в странах, где ресурсы ограничены и цена на интеллектуальные ресурсы высока.
1. СУЩНОСТЬ ИННОВАТИКИ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Под инноватикой следует понимать конечный результат внедрения новшества с целью преобразований и модернизации производственных мощностей и получения социально-экономического, научно-технического и экологического эффекта. Все новшества разрабатываются или для собственных нужд предприятий при реконструкции и расширении собственного производства, или для их реализации сторонним лицам.
Инновация или иначе нововведение можно охарактеризовать как использование результатов научно-технической деятельности, которые направлены на совершенствование жизнеобеспечения человека. Инновации могут внедряться во все сферы деятельности общества, как материального, так и духовного направления [7,c.94]. Инновационный цикл, как правило, длится 3-5 лет и поэтому направлен на долгосрочные инвестиции, хотя и краткосрочные инвестиции также имеют право на существование.
Существует классификация инноваций по различным признакам, но остановимся на более значимых критериях.
Инновации подразделяются по уровню новизны:
-это базисные инновации, которые являются платформой для создания новых поколений ЭВМ, техники и машин, материалов и технологий;
-инновации, которые значительно улучшают состояние имеющегося технико-технологического потенциала, модернизируют в соответствии с достижениями НТП, совершенствуют старые, уже освоенные поколения научной продукции; направлены на создание новых моделей машин и разновидностей материалов, улучшению качества производимых изделий или услуг и технологий их изготовления;
-псевдоинновации, деятельность которых негативна (с точки зрения нерациональных затрат), так как направлена по частичное улучшение устаревшей техники и технологии, но не дающая эффекта для общества, либо приносящая только отрицательный эффект.
Инновационный процесс включает не только создание, освоение, но и распространение инноваций, реальное их внедрение в действие, причем здесь определяющими являются такие критерии, как жизненный цикл и экономическая эффективность новаторского продукта. Стратегия инноваций обусловлена тем, что создание новшества способствовало бы подавлению конкурентов, и которое было бы признано уникальным в определенной области.
Обычно на предприятии нововведения осуществляются по четырем генеральным направлениям.
1. Освоение новой продукции и технологии (сюда относится запуск в производство новых изделий или продукции улучшенного качества, внедрение новой технологии, в том числе компьютерной).
2. Техническое перевооружение (реновация оборудования, механизация, автоматизация).
3. Совершенствование организации (производства, труда и управления).
4. Подготовка и повышение квалификации кадров.
Инновационную деятельность можно отождествить с процессом использования достижений и изысканий научного прогресса: это результаты научных открытий, изобретений, технических усовершенствований, внедрения новой техники, разработки и внедрения промышленных образцов, различных проектов и т.п. в производство для обновления номенклатуры товаров и улучшения их качества, а также совершенствования технологии их изготовления.
Важный фактор роста экономики – это научно-технический прогресс, который часто сравнивается с инновациями и который позволяет внедрять нововведения в экономику. Во все времена главным двигателем развития производительных сил общества был научно-технический прогресс, основной взлет которого приходится на капиталистический способ производства. Ряд открытий и внедрение в производство новых машин и технологий обеспечили резкий скачок цивилизации к дальнейшему развитию инноваций, бурному росту нанотехнологий, ЭВМ, компьютерных разработок.
2. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАТИКИ
Инноватика деятельность охватывает и весь процесс управления ею, а также научную и инвестиционную деятельность в той части, которая относится к инновационному процессу. Для регулирования инноваций в арсенале государства имеются действенные методы и инструменты, которые непосредственно влияют на создание нового продукта. Все эти методы госрегулирования можно подразделить на прямые и косвенные.
К прямым методам относятся такие две формы, как административно-ведомственная и программно-целевая. Административно-ведомственная форма заключается в виде прямого финансирования инноваций, базирующееся на основе закона и правового обеспечения [8,c.55].
К программно-целевой форме госрегулирования инноваций относится контрактное финансирование государственных целевых программ для поддержки нововведений, в том числе и в малых наукоемких фирмах. В данном случае создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных новшеств (товаров, технологических процессов, услуг), и при этом предприятиям предоставляются кредитные льготы для внедрения нововведений [4,c.78]. Следует отметить, что контрактное финансирование инноваций можно охарактеризовать как один из элементов системы контрактных отношений - договоров между заказчиками и подрядчиками.
3. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАТИКИ
В настоящее время в России действует четырехуровневая система госрегулирования инноватики, инновационной деятельности, это следующие уровни: высший государственный; федеральный; средний государственный, отраслевой; государственный региональный; и нижний государственный, институциональный.
Основными субъектами государственной инновационной политики являются центральные, региональные и местные органы власти, предприятия и организации государственного сектора экономики, самостоятельные хозяйствующие фирмы с частным капиталом, общественные организации и фонды, научные работники и отдельные местные рационализаторы, а также смешанные образования, деятельность которых строго регламентирована законодательством РФ.
Общие вопросы инновационной политики закреплены в указах Президента РФ, в разработке которых принимает участие Отдел науки и образования Администрации Президента, а также Совет по научно-технической политике - консультативный орган, который создан при Президенте РФ.
Согласно основного закона - Конституции РФ - органы законодательной власти России представлены Государственной Думой и Советом Федерации, обе эти палаты наделены правом законотворчества в области инновационной деятельности. В этих госструктурах функционируют соответствующие комитеты - Комитет Госдумы по образованию и науке и Комитет Совета Федерации по образованию, науке и культуре.
Деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной областях координирует Правительственная комиссия по научно-технической политике, которую возглавляет непосредственно Председатель Правительства [5.c.94].
Комиссия выполняет закрепленные полномочия и функции: это обеспечение согласованности работы органов исполнительной власти всех уровней РФ, Российской академии наук, отраслевых академий наук, стимулирование научно-технических достижений в производстве, определение направлений реформирования научно-технической деятельности в экономике страны. В оборонном секторе страны данную деятельность осуществляет Координационный межведомственный совет по военно-технической политике.
Министерство образования и науки России выступает как центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и практическую реализацию государственной научно-технической политики в сфере образования и науки, а также реализацию мероприятий по наращиванию научно-технического потенциала страны.
Органы госвласти выполняют следующие основные функции по развитию инноваций:
-рассмотрение и выделение средств на научные исследования и инновации;
-взаимоувязку и координирование инновационных процессов в стране;
-повышение мотивации и стимулирование инноваций, конкуренции в сфере новых технологий и техники, страхование различных рисков;
-регламентация правовой базы и системы охраны авторских прав и интеллектуальной собственности;
-изыскание и привлечение талантов для обеспечения необходимыми кадрами;
-создание новых центров и научных образований;
-материальное обеспечение и поддержка инноваций в отраслях государственного сектора экономики;
-соблюдение экологических и социальных норм и нормативов при освоении инноваций;
-обеспечение рейтинга и общественного статуса инновационной деятельности;
-контроль за инновационными процессами на уровне регионов;
-соблюдение международных норм и международного права.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев тему данной работы, можно сделать следующие выводы. Необходимость и важность решения проблем инноватики обусловлена как общенациональным значением, так и экономической ролью инноваций, так как инновации становятся основным средством роста доходности предприятий. При отсутствии скоординированного госрегулирования инноваций многие новшества были бы невостребованными и не работали бы в практической деятельности отраслей экономики.
Инновационные предприятия при этом не могли рассчитывать на существенную поддержку государства: а то, что делалось в этой сфере, не решало даже части проблем, с которыми приходилось сталкиваться предпринимателям, занимающимся инновационным бизнесом. Спад деловой активности в научно-технической и производственной сфере, свидетельствует, что без продуманной государственной поддержки российскому инновационному бизнесу развиваться сложно.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеев И.П. Инновационный менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2019. -340 с.
2. Балабанов И.Т. Основы инноватики. СПб.: Нева, 2020. -200 с.
3. Дагаев В.А. Основы инновационного менеджмента. М.: Дело, 2018.- 528 с.
4. Дорофеев О.И. Инновационный менеджмент. М.: Дело, 2018. – 382 с.
5. Колымов А.Г. Инноватика и ее сущность. М.: МГУ, 2020. – 312.
6. Королев Ю.Б. Инновационный менеджмент. М.: Колос, 2021. – 410 с.
7. Оголева Л.Н. Введение в инновационный менеджмент: Учебное пособие. М.: ФА, 2017. – 395 с.
8. Тищенко А.А. Основы инновационного менеджмента. М.: ИНФРА-М, 2021. – 410 с.
9. Янковский К.П., Мухарь И.Ф. Организация инвестиционной и инновационной деятельности. СПб.: Питер, 2021. – 448 с.
12. Янковский К.П. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2019. - 389 с.